Национальный театр имени Янки Купалы

Национальный театр имени Янки КупалыВ 1887 году, после пожара в городском театре, был создан проект нового театра. Архитекторами были назначены К. Введенский и К. Козловский. Сцена минского театра принимала лучшие труппы Москвы и Петербурга. Здесь выступали многие звезды – М. Петипа, А. Южин, К. Варламов, В. Комиссаржевская, В. Долматов, Г. Федотова, М. Савин. Зрители могли наблюдать за работами режиссера-новатора В. Мейерхольда, который в 1908 году поставил пьесу «Балаганчик» А. Блока.

Театр преодолел большую дистанцию от театрального кружка для академического театра. Театр стал символизировать белорусскую театральную культуру. Здесь проходили испытания национальной драматургии.

Белорусский Государственный Театр был торжественно открыт 14 сентября 1920 года. Открытие состоялось в Минском городском театре. В первом театральном сезоне было несколько спектаклей – «Свадьба» А. Чехова в исполнении русской трупы, «Люди» Шолом-Алейхена в исполнении еврейской труппы и «Рысь» Э. Ажешки в исполнении белорусской трупы. Основой молодого театра были К. Санников, К. Миронов, И. Жданович и многие другие.

В 1926 году был поставлен спектакль «Вильгельм Телль», которым был основан детский репертуар. Самобытность театра определили несколько белорусских драматургов. Сначала это были Горбацевич, Гартный, Родевич и Купала, а потом – Самуйленок, Крапива, Черный.

В 1945 году при театре была создана студия, поскольку некоторые актеры перешли на другие роли, а некоторые просто ушли из театра. Поколение молодых студийцев – это Владимир Кудревич, Евгения Ковалева, Галина и Борис Владимирские, Мария Зинкевич, Елена Ринкович, Тодевуш Кин-Коминский. Эти актеры несли ответственность за репертуар театра вместе с опытными актерами.

В 1983 году началось сотрудничество с А. Дудоревым. Его драматургия принесла на сцену театра поиски и проблемы нового поколения. Много наград и призов театру принес спектакль «Рядовые». В 1985 году постановка получила Государственную премию СРСР.

В 1990-х годах театр обратился к истории страны. Трупа начала ощущать необходимость национальных ценностей. И. Чигринов написал спектакль «Звон – не молитва», в котором заострялись проблемы современников 10 века, велись раздумывания над христианством и язычеством.

Театр – участник многих республиканских и международных конкурсов и фестивалей. В разные годы театральная труппа гастролировала во Франции, Испании, Болгарии, Польше, Эстонии, Латвии, Литве, Украине и России.