Премьера «Бориса Годунова» в Мариинке: ОМОН безмолвствует

«Борис Годунов» в мире оперы – не просто одно из всем узнаваемых заглавий, а самый реальный «русский бренд», который пользуется большой популярностью на Западе

Еще бы: с привлекающим зрителя местным колоритом в опере М.П. Мусоргского все в порядке, разве что медведи на балалайках не играют. Все другое на месте — и бояре, и палаты, и колокольный гул, и реальный российский правитель.

Любопытно, что первым слушателям оперы ее подчеркнутые народность и русскость казались быстрее недочетами. Вот поэтому длительное время опера «Борис Годунов» почаще исполнялась в «причесанной» редакции Н.А. Римского-Корсакова, чем в «непричесанной» Мусоргского.

В этом году Мариинский театр поставил наинтереснейший опыт — взял самый старенькый музыкальный текст «Бориса Годунова» (первую авторскую редакцию) и дал в руки режиссера-новатора Грэма Вика, огромного любителя переносить все и вся в современный мир. Вышло нечто очень любознательное — с ОМОНом, парламентом, джинсами и девизом «Perestro и Kа». И все это, по словам Вика, не только лишь про Россию. С легкой руки британского режиссера самая российская опера обретает новейшую жизнь.

К историческим событиям, которые легли в базу оперы, Вик подходит со собственной меркой. «История неописуемо лична, — гласит он. — История — это ересь. Она основывается на правде, но с большими преувеличениями и туманными домыслами». Такая позиция позволяет Вику обращаться с доверенным ему материалом на удивление свободно, и дело не только лишь в том, что боярам выдали телефоны: по-своему Вик лицезреет и головного героя — человека сложного, многогранного, злосчастного.

Итак, к чему необходимо быть готовым, если вы собираетесь глядеть «Бориса Годунова» в Мариинском театре?

Во-1-х, к отсутствию «польского акта», Марины Мнишек и сцены под Кромами. Всего этого не было в первой редакции оперы, написанной в 1869 году. Зато в ней есть сцена у собора Василия Блаженного, исключенная из 2-ой редакции.

Во-2-х, к красивому выполнению певческих партий: Бориса Годунова поет заслуженный артист Рф Евгений Никитин, Самозванца — Сергей Семишкур, Шуйского — заслуженный артист Рф Евгений Акимов, Щелкалова — Алексей Марков, Юродивого — Андрей Попов. Есть и очередной человек, связанный с новейшей постановкой «Бориса Годунова» и узнаваемый даже людям, нескончаемо дальним от оперы. Это Валерий Гергиев, всемирно узнаваемый дирижер, художественный руководитель-директор Мариинского театра, болельщик «Зенита» и «Алании». В 2012 году он опять дирижирует оперой «Борис Годунов».

В-3-х, к смелым тестам Грэма Вика.

По вкусу ли вам придется получившийся коктейль? Идите в Мариинку — там и узнаете.