Национальный академический драматический театр им. И. Франко

Национальный академический драматический театр им. И. ФранкоВ 1898 году здание театра была построено на Николаевской площади. Раньше здесь был старый засыпанный пруд, который располагался в усадьбе профессора Меринга. Театральное здание возводили архитекторы Г. Шлейфер и Е. Брадтман. Возводили здание для «Товарищества драматических артистов» под руководством Николая Соловцова, потоп трупа стала основой театра имени Леси Украинки. Зал оформлен в стиле рококо.

Театр Соловцова в 1919 году национализировали. Он стал Вторым театром УССР имени В. И. Ленина. С 1926 году театр стал постоянной сценой для театральной труппы имени Ивана Франко. Новый сезон в театре открылся 30 сентября 1926 года – была премьера представления «Вий» по мотивам произведения Гоголя.

28 января 1920 года – это начало театральной труппы имени Ивана Франко. В этот день Гнат Юрий, украинский театральный деятель, поставил спектакль «Грех». Три года труппа вела передвижную работу. В 1923 году ее пригласили в Харьков, который тогда был столицей УССР. Лучшими спектаклями в те времена были «Святая Иоанна» Б. Шоу, «Ревизор» Н.Гоголя, «Лесная песня» Л.Украинки.

По решению правительства в 1926 году театр перевели в Киев, в то же время в Харьков из Киева переехал театр «Березиль». В 30-е годы 20 столетия ядро театра составляли В. Дуклер, Н. Братерский, Н. Яковченко, Е. Помаренко, Е. Осмяловская, П. Нятко, В. Добровольский, Д. Милютенко, А. Борисоглебская, Ю. Шумский, Н. Ужвий и А. Бучма. Лучшими постановками были шедевры мировой и отечественной классики – «Борис Годунов» Пушкина, «Дон Карлос» Шиллера, «Суета» Карпенка-Карого, «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека, «Женитьба Фигаро» Бомарше.

Театр стал академическим в 1940 году. Во времена Великой Отечественной Войны театр работал в эвакуации – в Ташкенте и Семипалатинске. Здание театра было разрушено во времена войны, восстановили его в 1946 году. После войны в театре работали В. Гаккебуш, В. Иванченко, М. Крушельницкий, Б. Балабан, Б. Тягно, Б. Норд. С 50-х годов начали работать В. Харченко, В. Крайниченко, В. Оглобин, с 60-х годов – Д. Чайковский, А. Барсегян, Б. Мешкис, Д. Лизогуб, В. Скляренко, Д. Чайковский. Над музыкальным сопровождением работали М. Скорик, О. Билаш, Л. Ревуцкий, К. Данькевич и многие другие композиторы. В 1994 году театр стал национальным согласно указу Президента.

Художественным руководителем в 1970-1978 годах был Сергей Смеян, в 1978-2001 годах – Сергей Данченко, на протяжении 2001-2012 годов – Богдан Ступка, а с 2012 года – Станислав Моисеев.