Постановки «Ромео и Джульетты» в России
Во многих городах России трагедию «Ромео и Джульетта» ставили уже в19 веке. На сцене Малого театра в Москве пьеса шла в переводе А. Соколовского. Главные роли исполняли Александр Остужев, Александр Ленский, Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Павел Мочалов – все они были ведущим актерами театра. Роли они исполняли в разные годы.
М. Ляшенко поставил спектакль в1938 году в Орловском областном театре драмы. Ромео и Джульетта в его трактовке не имели героического развития. Они оставались милыми детьми, чьи чувства воспрепятствовали запретам родителей. В спектакле Ромео – изящный юноша, а Джульетта – шаловливая и кокетливая. Детскость героини актрисы подчеркивали куклой, которая была с Джульеттою почти весь спектакль.
На протяжении всего действия был неизменным образ Джульетты как наивной девочки. Джульетту не нужно было показывать слишком сильной и прозорливой. Но именно такая трактовка была в спектакле Областного драматического театра им. М. Горького в Туле. Поставил спектакль Н. Теппер. Джульетта в пьесе была главной движущей силой отношений пары. Такой она была уже с первой встречи с Ромео. В спектакле подчеркивается настойчивость, решительность и смелость героини.
В 1939 году в Ярославском драматическом театре им. Ф. Волкова Д. Манский реализовал свою концепцию спектакля. Ромео был немного холодноватым и рассудительным. Монах Лоренцо – передовой человек, который интересовался науками, хотел перестроить общество. Он принимает активное участие в судьбе Ромео и Джульетты, помогает им.
Образ Джульетт был одновременно мягким и страстным. Героиня вложила весь свой темперамент в борьбу за любовь, она хотела отстоять свои права как личности. Любовь стала победительницей среди противоречий, которые возникли в душе Джульетты. Ее смерть – это не мгновенный порыв, а логическое завершение короткой жизни.
В 1964 году Игорь Владимиров поставил «Ромео и Джульетту» в тетре им. Ленсовета в Санкт-Петербурге. Режиссер отказался от прямолинейности в оформлении постановки. Сценическое обрамление было условным, поэтому спектакль получил больше психологической конкретности. Традиционных декораций в постановке не было. Не сцене были использовании символические детали – чаши с огнем, стрельчатые светильники, витражи из металла.
Эти вещи должны были напоминать зрителям о трагизме эпохи. Дополняла атмосферу спектакля тревожная музыка. Актеры добивались естественности, поэтому играли в непринужденной и простой манере. Критики такую игру считали просчетом режиссера, поскольку высокую трагедию хотели сблизить с психологической драмой современности.
Ромео не хватало индивидуальности, воодушевления, он был порой приземленным и безразличным. Внутренне перемены после встрече с Джульеттой трудно было разглядеть, но именно ее любовь должна была перевернуть жизнь.